[24.02.2016] Православный чум на фактории Кар-Нат

Общеизвестно, что у лесных ненцев, как и у других северных народов, нет такого понятия, как «праздник». Про все значимые события, происходящие в их жизни, они говорят «хороший день» или «день большой радости». Суровые условия жизни не располагают к праздности и календарь «дней большой радости» у жителей тайги и тундры более чем скромный. Осенью, после того как снег основательно ляжет на пуровскую землю, лесные ненцы отмечают Новый год. По многовековой традиции в начале апреля, в дни прилета первых ворон на берега северных рек, лесные ненцы и ханты празднуют День Ворона. Эта птица считается у них покровительницей женщин и детей. Из новых праздников лесные ненцы отмечают летом День рыбака, а в конце февраля День оленевода. Эти два праздника появились в жизни северных народов в Советское время, но стали популярными, так как это хорошая возможность встретиться с родственниками из самых отдаленных стойбищ. Готовясь ко Дню оленевода, молодые люди, для участия в оленьих гонках, тщательно подбирают и обучают самых быстрых оленей, а девушки готовят к демонстрации свои самые красивые ягушки, для них праздник – это возможность показать своё умение в пошиве национальной одежды.
Вот уже несколько лет весенний марафон спортивных и праздничных мероприятий, посвященных Дню оленевода в Пуровском районе, открывают обще районные соревнования по национальным видам спорта на кубок Главы Пуровского района, проходящие на фактории Кар-Нат. Это мероприятие интересно тем, что в нем принимают участие все национальные предприятия и общины коренных жителей Пуровского района. В это день на берег Айваседо-Пура приезжают лесные и тундровые ненцы, коми-зыряне (изьватас), южные ханты и северные селькупы. Праздник проходит два дня и, если посчитать, количество чумов, то можно с уверенность сказать, что, в этот день в нём принимает участие вся пуровская тайга и тундра.
В текущем году соревнования по национальным видам спорта на Кар-Нате проходили 21 и 22 февраля и среди улицы чумов, стоящих среди вековых кедров и лиственниц особо выделялся чум, с установленной над входом иконой святителя Николая Чудотворца. Этот православный святой хорошо знаком коренным жителям Севера, они считают, что Старик-Миколай – так они называют Николая Чудотворца, ведает вопросами установления хорошей погоды и помогает на охоте и промыслах. Он всегда приходит на помощь всем, кто в ней нуждается, борется с несправедливостью, помогает детям, и всегда побеждает злых духов. Установление православного чума на центральной площади импровизированного стойбища, стало общим проектом комитета культуры Администрации Пуровского района, миссионерского отдела Свято-Никольского храма города Тарко-Сале и казаков Пуровского станичного казачьего общества. Непосредственно установкой чума занимались специалисты учреждения культуры «Парк культуры и отдыха «Северный очаг» города Тарко-Сале, имеющие специальные навыки в установке этого переносного северного жилища.

Чум это древнейшее жилище ненцев, по всем параметрам отвечает кочевому образу жизни тундровиков и суровым условиям Севера. Железная печка посреди чума, это практически единственное отличие, которое претерпело традиционное жилье коренных северян за последние триста лет, во всем остальном в жилище осталось все без изменений. Чум для ненца это не только жильё, но и культовое сооружение, определяющее и несущее в себе массу обрядов и запретов, регулирующих кочевую жизнь. К примеру, в чуме есть женская и мужская половины, есть место для хранения только мужских или только женских вещей. И при установке икон, подсвечников, столика для свечей и религиозной литературы казаки и настоятель Свято-Никольского храма города Тарко-Сале протоиерей Алексей Падылин постарались, при обязательном соблюдении всех православных канонов, максимально учесть обычаи и правила коренных жителей в размещении вещей и походной мебели внутри чума. Например, походный иконостас был размещён на противоположной от входа стороне чума, у ненцев эта часть их традиционного жилища считается священной. Для этого и сам чум был установлен так, что бы его выход был ориентирован на западную сторону, тогда подставки для икон заняли восточную сторону чума.

Богослужение в православном чуме началось с водосвятного молебна и к его окончанию в чум зашли первые посетители из числа коренных жителей. Это были две семьи лесные ненцы из стойбища Медвежья гора. Отец Алексей не раз бывал у них на стойбище и, увидев его в церковном облачении, они поспешили к нему на встречу.
Общение с коренными жителями в православном чуме предусматривало не только проведение церковных треб, но и простое чаепитие, правда, хозяевам чума редко удавалось сесть за стол, иногда в чум заходило столько народу, что даже перейти с его одной на другую половину было затруднительно. Особенно много было детей, многодетных семей и молодых мам с совсем маленькими детьми, для общения со священником выстраивалась очередь и пока одни общались с отцом Алексеем и ставили свечи, другие пили чай. И так продолжалось весь первый день, пока не стемнело, и жизнь в импровизированном стойбище затихла.


По просьбе коренных жителей, на второй день была освещена целая фляга святой воды, для её раздачи отец Алексей привез с собой литровые пластиковые бутылки, но зная, что желающих её получить будет много, разливали её небольшими объемами. Как и в первый день, главными посетителями православного чума были дети и многодетные семьи.
Православная вера близка и понятна лесному народу, во многих семьях в священных нартах издревле хранятся старинные иконы Богородицы и Николая Чудотворца. Сегодня уже не у кого не вызывает сомнение, что принятие ненцами, ханты и селькупами христианства не только не противоречит их мировоззрению, но может быть важнейшим фактором, который поможет им сохранить свой образ жизни и сохраниться как народам. Подтверждение сказанному мы видим и в словах Святейшего Патриарха Кирилла, который посещая в сентябре 2015 года ненецкое стойбище на полуострове Ямал Святейший Партиарх отметил: «… там с этими людьми Господь вместе. Они по своей простоте душевной, чувствуют это Божье присутствие и бесхитростно, но ясно свидетельствуют о своей вере. И воспитывают детей, и из тундры уезжать не хотят. То есть делают, то, что абсолютному большинству нашего народа не под силу! Не можем мы этого совершить, для нас это подвиг, а для них – радостная и спокойная жизнь, вместе с этой Богосозданной красотой, которую можно только здесь увидеть».


В завершении стоит отметить, что опыт установки первого на Ямале православного чума, непосредственно в стойбище коренных жителей, можно с полной уверенностью признать успешным. Конечно организация подобных поездок дело не простое, нужно знать обычаи и традиции коренных жителей, но стоит только посмотреть на одухотворенные лица ненцев, хантов и селькупов, побывавших в православном чуме, и вы обязательно увидите, что такие встречи очень нужны жителям тайги и тундры.

 

Заместитель атамана ОПОКО
Подъесаул Петр Колесников.
 

 
Поиск

Календарь

Архив новостей
Сентябрь'17
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
АНОНСЫ

ПОЛОЖЕНИЕ

VII Епархиальные Рождественские образовательные чтения

"Нравственные ценности и будущее человечества" 

(ЗДЕСЬ)


 "Просветительский центр"

Информационно-справочная служба по вопросам 

преодоления алкогольной зависимости 

(ЗДЕСЬ)


Дорогие братья и сестры!
Производится набор всех желающих заниматься

в Православном военно - патриотическом клубе «Пересвет» в Салехарде

(ЗДЕСЬ)


Объединение православной
Молодежи Ямала «Благо»

Приглашает молодых людей в возрасте от 14 лет и старше на еженедельные встречи,

которые проходят каждое воскресенье в 16.00 в здании воскресной школы

на территории храма свв. апп. Петра и Павла

(ЗДЕСЬ) 


Дорогие братья и сестры!

Вышел в свет новый номер газеты

"Ямал православный" март-апрель №3-4(49-50) 2017г

(ЗДЕСЬ)


 

СМИ о деятельности Салехардской епархии

Актуально

 Информация о некоммерческой организации

"Православная Церковь Онлайн"


Московская Духовная Академия 

Программы для подготовки специалистов:

в области катехизации (ЗДЕСЬ)

повышения квалификации

"Основы духовно-нравственной культуры" (ЗДЕСЬ)


 Московская Духовная Академия 

Объявляется набор в магистратуру для

подготовки специалистов в области истории 

церковного искусства

(ЗДЕСЬ)


Санкт-Петербургская Духовная Академия 

объявляет набор учащихся 2017/18

учебный год 

(ЗДЕСЬ)


"Православная инициатива"

(ИНФОРМАЦИЯ ЗДЕСЬ)


Разговоры "НА ТЫ" беседы со священниками 

(ВИДЕО ЗДЕСЬ)


 

Фотографии из архива храма Петра и Павла в Салехарде.

Реконструкция храма и жизнь приходской общины 

в 90-е - начале 2000-х

(ЗДЕСЬ)


"Книга Памяти"

(ЗДЕСЬ)


ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 4 мая 2017 года

(ЗДЕСЬ)


Крещение младенцев неотделимо от веры крестных


Не право, но выбор

Ответы на вопросы по документу

"О крещении младенцев"



 САЛЕХАРДСКАЯ ЕПАРХИЯ

(ЗДЕСЬ)

 

 
Сайт создан по благословению Преосвященнейшего
Епископа Салехарского и Ново-Уренгойского Николая
© 2011, Салехарская и Ново-Уренгойская епархия РПЦ
Разработка сайта - Юрий Рагозин