Проповеди

 

"Слово жизни"

"Не должно без нужды другому открывать сердца своего.

Из тысячи найти можно только одного, который бы сохранил твою тайну.

Когда мы сами не сохраним её в себе, как можем надеяться, что она будет сохранена другим?".

(Преподобный Серафим Саровский)


 

 

 

 

Публикации





АПОСТОЛЬСКИЕ НАСТАВЛЕНИЯ

ДЛЯ ПРАВОСЛАВНЫХ «ЮЗЕРОВ»


"Полумесяц в основании Креста?"


"Из истории изображений креста"


"Здесь дети становятся добрее"


Крестные родители: кому можно, кому нельзя быть крестным, обязанности крестных


обзор о воссоздании православной жизни на Ямале с 1990 года


Реликвия для ямальцев


Единственный ребенок вырастет эгоистом?

 

Салехардская епархия в контакте

 

Расписание богослужений

САЛЕХАРД

НОЯБРЬСК

НОВЫЙ УРЕНГОЙ

Строительство Кафедрального Преображенского собора в столице ЯНАО

Официальный сайт Русской Православной Церкви

Сайт Православие Ру

 

Издательство Московской Патриархии

Газета Ямал Православный

Журнал "Монастырский вестник"

 

Православный журнал "Фома"

Православие и мир

Религия и СМИ

Православный телеканал

ПОГОДА
 

[17.04.2012] Интервью епископа Салехардского и Ново-Уренгойского Николая ОГТРК «Ямал-Регион» в Великую пятницу

 


Интервью епископа Салехардского и Ново-Уренгойского Николая
ОГТРК «Ямал-Регион» в Великую пятницу

 


Журналист Елена Пасечная
- Закончился Великий пост, в течение которого верующие готовились к Страстной седмице. Каждый день недели называется Великим. Владыка, в чем их величие? Почему эти дни особенно значимы для христиан?
- И пришествие Христа на землю Рождество, и Благовещение, и другие праздники прославляют земную жизнь Иисуса Христа, но все они являются неким путем к центральному событию в истории всего человечества. Это искупительная жертва на кресте. Это возврат человека к Богу. Ради этого события пришел Христос на землю, творил чудеса, ради этого были крестные страдания, о которых мы вспоминаем сегодня. Можно разделить всю историю человечества на до и после. Грехопадение – отход от Бога. Вся остальная история была посвящена тому, чтобы восстановить этот союз, завет Бога. И вот это событие произошло! Отсюда начинается новая история, Новый завет, история восстановления союза человека и Бога.
-Что должен знать каждый о днях Страстной седмицы?
- Самое элементарное – каждый день Страстной седмицы есть воспоминание о событиях, которые в этот день происходили. Великий пост закончился в пятницу прошлой недели. Идет подготовление - Воскрешение Лазаря, вход Господен в Иерусалим. Эти события шли одно за другим. И вот мы вспоминаем последние дни земной жизни Христа, когда он давал последние постановления своим апостолам, раскрывал уже очень многие тайны, которые были им еще не ясны, но пройдя с Христом путь в три с половиной года, апостолы были готовы их воспринять. Важно вспоминать, это были особые дни подтверждения Божественной силы. Когда Господь пришел в храм Иерусалимский был голос с неба, свидетельство того, что он и есть Сын Божий, люди должны Его слушаться. В Великую среду очень важное событие, которое раскрывает тайну свободной воли человека, греха и святости. В среду произошло предательство Иуды, он пошел и договорился с врагами, что найдет удобное время, когда рядом не будет людей, без суеты предаст Его им в руки. Вспоминая этот день каждый христианин постится, осознает что может произвести с человеком грех. Иуда же был один из двенадцати апостолов, был призван Христом на это служение. Сам был свидетелем многих чудес, которые творил Христос, сам собирал хлебы, видел чудеса исцеления и восрешения. Мало того, он сам исцелял именем Христовым. Но здесь великая тайна, она раскрывается в церковном песнопении «А Иуда злочестивый сребролюбием недугов омрачашися». То есть любая страсть омрачает человеческий разум, делает нелогичными поступки человека. Он видел величие Христа, но в то же время пошел и предал Его, продал за ничтожную сумму в 30 серебренников. В этом исполнение пророчества, пророк Захария возвещал о том, что будет предан Сын Божий за 30 серебренников. Во столько оценили Его сыны Израиля. Это была по тому времени цена раба, и это подчеркивает низость падения как такового. Здесь великий смысл, который заставляет задуматься о своей жизни каждого человека.
-Не могу не спросить про Иуду. Очень часто звучит мнение, написаны многие труды и произведения, в которых предательство Иуды рассматривается как исполнение Божьей воли. Не было бы предательства, не было бы распятия и Воскресения. Как Церковь относится к подобным измышлениям?
- Я думаю, это большое заблуждение людей, которых можно назвать верующими в судьбу, предначертание, потому что это большая ошибка. Содержание поступка Иуды не в благородном стремлении. Иван Сусанин по первичному отношению своих соседей тоже совершил предательство, решив показать дорогу полякам, но его поступок – проявление величия духа. Тут нет того действия, самопожертвования или подвига. Иуда договаривался о цене. Нельзя сказать, что не нашлись бы другие на его место, нашлись бы, многие кричали: «Распни его!», после того как встречали Христа возгласами: «Осанна!». Посмотрите как бывает непостоянно человеческое сердце, и вот здесь раскрывается эта тайна. У человека свободный выбор. Для Бога нет ни вчера, ни завтра, для него все настоящее. Он не влияет на события, не насилует волю человеческую никоим образом. В поступке Иуды произволение воли этого человека.
- Великий четверг называют чистым четвергом. Многие говорят о том, что надо обязательно сделать генеральную уборку, побелить, окна помыть и так далее. Действительно это столь важно?
- Это, на мой взгляд, какое-то смещение от главного к второстепенному, как часто происходит. Верующие воспринимают Великий четверг прежде всего, как день установления таинства Евхаристии. В царское время в этот день всем предоставлялся выходной, все должны были идти в храм и приобщиться к чаше, заявить о совеем единстве со Христом, с Церковью. В этом залог никогда непрекращающегося единения человека с Богом. И это самое важное! К таинству готовились. Поэтому первое понимание чистоты четверга идет от понимания чистоты души, со стремление и трепетом подготовиться к общению с Богом, чтобы оно было не формальным, а духовным. И вот это чистота. Как второстепенное человек приводил в порядок тело, дом. Наступало приближение Пасхи, когда забота о мирских вещах не соответствовала настрою христианина, тем богослужениям, которые проходят в храме. Со временем внимания переместился . Но думаю, если люди больше занимаются чистотой внешней, дойдет и до заботы о чистоте внутренней.
- Всю Страстную седмицу предписывается соблюдать самый строгий пост. Как сохранить баланс меду светским и духовным? Не всегда и не у каждого есть возможность сухоядения, возникает много вопросов. Как с этим справиться?
- Как себя вести четко говори церковный устав, пост конечно очень строгий полагается, согласно скорбным воспоминаниям этих дней. Сухоядение – когда не варят пищу. Но я думаю, это не самое главное, это фон внутреннего состояния души. Важно обратить внимание на содержание этих дней, сели будем внимательно внимать, все само собой встанет на свои места. Бывает, человек в силу обстоятельств не может поститься, Церковь не считает это грехом, человек в душе своей соединяется с Богом. Плохо, когда люди специально ищут себе послабления, оправдания для своих слабостей, это осудительно хотя бы для самого человека. Он должен осудить себя, понять свою слабость, попытаться преодолеть. Отдельный вопрос, когда у человека слабое здоровье, здесь подход индивидуальный. Заострять большое внимание не стоит. Есть устав церковный, нет возможности его исполнять в силу обстоятельств или по здоровью, надо спокойно принести покаяние.
- Случается, что человек кается, но потом признается, что осмыслил свои грехи только разумом. Есть такое выражение «холодная исповедь». Что оно значит?
- Это состояние сердца, насколько оно созвучно, остается ли оно холодным. Состояние сердца не подвластно усилиям воли, невозможно заставить себя покаяться искренне. Так же как не может человек заставить себя усилием воли полюбить. Хотя нельзя сказать, что человек совсем не властен над своим сердцем. Состояние сердца формируется жизнью человека, его отношением к тому что вокруг происходит, как он понимает себя в этом мире. Совесть – чувство, которое влияет на сердце, располагает его к покаянию. Мы знаем, если совесть у человека засыпает, он может доставлять другим неприятности, но относится к этому легко, даже цинично. Первое что человек должен сделать, если не видит за собой грехов, он должен посмотреть на образ Христа, услышать Его слова, понять живет ли он так, как учил Иисус, что для него ценно в этой жизни. Здесь обмануться сложно, это обязательно поможет. Поможет и чтение заповедей Божьих. Но не просто чтение, как делают многие, не украл, не убил. Есть слово у Христа «каждый гневающийся на брата - убивает». Какую внутреннюю чистоту нужно иметь, чтобы соответствовать. Когда апостолы спрашивали о грехе , о чистоте внутренней и телесной, Господь сказал слова, от которых они ужаснулись. «всякий с вожделением смотрящий на женщину уже прелюбодействует в сердце своем», то есть нечистота в сердце проникает, это и сеть грех. Те грехи, которые есть в мире, от которых содрогается общество, они не сразу были совершены людьми, они есть следствие порочной жизни. Надо, во-первых, посмотреть на себя, задать себе вопрос: так ли ты безгрешен, раз у Христа такие требования. Второе – надо себя спросить искренно ли ты каешься, когда приходишь на исповедь. Иногда приходят довести до сведения, просто перечисляют: Господи, я согрешил тем-то, тем-то и тем-то. Но это не будет покаянием. Исповедь есть не только признание за собой греха, а раскаяние. Не только признать за собой грех, но и сокрушаться, что совершил, желать исправить свою жизнь.
- Случается, что люди осознают мерзость своего поступка, искренне раскаиваются, но потом вновь совершают тот же грех. И так многократно. Создается впечатление, что все бесполезно. Что делать?
- Это некоторый показатель неискренней исповеди, покаяния. Сказано в Писании: что вы попросите во имя Мое, то я дам вам! Если человек искренне попросит всем своим естеством исцеления, он получит его. Это во-первых. Во-вторых, такое происходит иногда не от того, что человек неискренен, а от состояния гордыни. Человек считает себя преуспевающим, все у него хорошо, он впадает в уверенность, что он хороший человек, начинает умом своим мерить жизнь других людей. Иногда, когда такое происходит, Господь оставляет человека с самим собой, дает ему понять: что ты есть без моей благодати. Если человек смиряется, он получает исцеление. Не даром говорят, матерь всех грехов – гордость, матерь всех добродетелей – смирение. Истинное раскаяние – тоже истинное смирение.
- Сегодня Великая пятница, самый скорбный день крестных страданий Христа и Его смерти. На что необходимо обратить особое внимание?
- Церковь в этот день обращает внимание именно на подвиг, подвиг искупления Христом грехов человеческих. Вспоминает чтением евангелий в четверг вечером. Хочется, чтобы человек не просто воспринял это умом, а весь погрузился в те события. Раскрывается любовь Бога к человеку, чтобы произошло примирение человечества с Богом. Господь сошел на землю, принял образ человеческий, но понес грехи всех людей, всю тяжесть. Именно через это Господь дарует спасение и прощение грехов каждому человеку, который верит в Него, обращается к Нему. В этом событии раскрывается Любовь. А любовь меряется жертвенностью, сказано : «нет больше любви кто душу свою положит за други своя». Иногда мы задаем себе вопрос и понимаем, что может быть и готовы умереть за своих благодетелей, но и то не все. А кто пойдет умирать за грешников? Это вопрос, который очень тяжело воспринять человеку. На кресте произошло еще одно символическое событие – спасение разбойника. Чтобы еще более позорную печать наложить на смерть Христа его распяли вместе с разбойниками за стенами города самой позорной казнью, сопричисляя Его к этим людям и грешникам. Но во время страданий, один из разбойников присоединяясь к хору людей, осуждающих Христа, тоже хулил Его, говорил: «Сходи с креста и нам помоги! Что мы тут страдаем!». Другой разбойник, находясь там же, иел другое состояние, он искренне посмотрел на свою жизнь, понял, что за свои беззакония он терпит достойное наказание. В момент раскаяния ему открылось то, что еще не видели апостолы – Царствие небесное. Его покаяние явилось ключом. Он увидел в том, кто висит рядом с ним Царя неба и земли, и он попросил об одном, чтобы Бог вспомнил о нем. Христос ответил: «Ныне же будешь в раю». Это большое событие для нас поучительное. Я часто сравниваю, может быть не совсем точно, перед Богом мы все разбойники. Одни только живут и ропщут, осуждают, обвиняют всех и Бога в своей жизни. А другие живут трезво в плане рассуждения, если получают какие-то несчастья, понимают почему, за что это с ними произошло. Желаю всем не потерять эту здравую нить душевную, она помогает придти к покаянию. Как и тогда, так и сегодня все люди делятся на тех, кто принимает Христа, и тех, кто не желает принять Его в свою жизнь. В этом значение Великой пятницы.
- Согласно Евангелию, Христос молился в Гефсиманском саду «господи, если можно, пронеси чашу сию». Когда мы читали эту главу с дочерью, она меня спросила: «А почему он просит его спасти, если знает свое предначертание?». Христос ведь знал, что ему придется пострадать за людей, почему Он обращается с молитвой к Отцу небесному?
- Вопрос очень правильный. Здесь раскрывается тайна соединения в ипостаси Святой Троицы двух природ Божественной и человеческой, которые соединяются через Бога. В молитве в Гефсиманском саду раскрывается состояние человечества, которое понесло всю тяжесть грехов, отделяющих его от Бога. Не Бога от человека, а наоборот. Раз Христос понес грехи всех людей, чувствуется глубина богооставленности человека, гнет греха. Это не может понести ни одно человеческое естество – тяжесть всех грехов человечества, в этой молитве она и проявляется. Христос не просит избавить Его, но выражает тяжесть той ноши, которую он взял на свои плечи. Что такое отчаяние – это совершенная богооставленность человека, в следствие грехов. И Христос чувствует весь груз, просит не оставить Его.
-Владыка, все больше людей ходит в храмы. В Салехарде не только в праздничные дни, люди с трудом помещаются в храме. Но в то же время есть те, кто говорит, главное чтобы Бог был в душе, молиться можно и дома, а Церковь – это просто общественный институт. Такие рассуждения опасны?
- Так рассуждают люди, которые по-настоящему незнакомы с Богом, для которых вера – некоторая философская система, мировоззрение. Но это ни коим образом не то, что соединяет человека с Богом. Только церковь – то благодатное место, которое не устроено человеческим разумением, не является общественным институтом, в которое идут и создают по необходимости. Это установление Божие. Церковь – это не просто общество верующих людей, это место где человек приобретает истинное общение с Богом. Можно конечно молиться и дома, но настоящая вера, она всегда приобретает форму. Настоящее чувство, оно же не может жить в человеке не выражаясь. Так и здесь. А такие мысли говорят, что человек на пути, он знает, что Бог есть, что Он необходим в жизни, но настоящей встречи с Богом еще не было.
- В последнее время много критики, разговоров вокруг РПЦ и её Предстоятеля. Православные говорят о войне с верой. Я знаю, Патриархия призвала все приходы к общему молебну. А что такое предстояние за веру?
- Это сегодня больной вопрос. Действительно на Церковь совершаются нападки в информационном пространстве, стараются собирать негатив, много вымысла, идет кампания по дискредитации высшего церковного руководства. Во всех этих явлениях просматривается противоборство с Церковью. В эту субботу мы будем праздновать день субботний. Христа положили во гроб, Его плоть приобрела покой. Но в это время не было покоя в Иерусалиме, он был разделен на две части. Одним не давала покоя злоба, они порочили Христа, выдвигали обвинения. Апостолы пребывали в смятении, что дальше, они не знали еще о Восрешении Христа. Потом Господь дает им новую жизнь и понимание всего искупительного подвига. Мир и сегодня разделен также. Церковь есть носитель бесценного дара общения человека с Богом, хранительница Божественной истины. Многих раздражает, что церковь призывает жить по законам нравственности, чистоты, вечным законам совести, потому что в этот момент обличаются их неправедная жизнь, грехи. Они решили в этот момент, что все надо мерить собой, своим личным эгоистичным Я, наполненным и искаженным страстями и пороками. Поэтому любое мнение воспринимают агрессивно, порочат. Если говорить о свободе, она, к сожалению, часто выражается в неуважении друг к другу. Люди не должны посягать на то, что для одних является ценностью, вечной ценностью. Даже если смотреть с точки зрения просто русской культуры. Это то, ради чего умирали наши предки, защищая, то, ради чего человек иногда жертвовал последним куском хлеба. И с этой точки зрения выступление всяких одиозных групп – осквернение. Храм Христа Спасителя – это еще и память многих воинов, погибших в войне 1812 года. Отсюда можно сделать много выводов, некасаемых церкви, а здоровья общества, отношения друг к другу. Церковь призывает к молебну, она голос совести народа. Если Церковь промолчит, это послужит продолжению актов. Это не ненависть к кому-то, а желание, чтобы они пересмотрели свою жизнь. А если они не имеют желания пересматривать, то пусть хотя бы уважают то, что сделано не ими, то, что есть святыня для многих людей. Это важно. И призыв высшего церковного собрания совершать молебны является действием иммунной системы. Что-то должно в обществе всколыхнуться, чтобы люди поняли, этому не должно быть места в жизни. Мы не можем быть молчаливыми соучастниками в том, что происходит. Если, например, вы явились свидетелем того как один человек оскорбляет другого в общественном месте, вы можете промолчать, пройти мимо, и стать тем самым соучастником унижения. Мы привыкли убегать от сложных вопросов, чтобы остаться в стороне, не желаем дополнительных неурядиц, неприятностей, «у нас своих забот хватает», но с этим мы теряем самое ценное – содержание внутренней жизни, из неё уходят ценностные ориентиры. 22 апреля после Божественной Литургии будет отслужен молебен. Это наша просьба к Богу, чтобы даровал нам трезвый разум, чтобы борясь с такими проявлениями бескультурья, мягко говоря, нам самим не потерять душевное равновесие, не перейти на язык людей, образ действия, которые это совершили. Чтобы наша реакция была направлена не на то, чтобы наказать, а чтобы уврачевать недуги.
- До Светлой Пасхи Христовой осталось совсем немного. Владыка, в чем смысл последних дней?
- Эти дни вводят каждого христианина в евангельские события. Смысл еще раз окинуть взором свою жизнь, свое состояние и попытаться что-то исправить, как тот разбойник, подготовка к встрече Христа. Пасха Христова – то необыкновенное событие, в котором Господь разрушил узы греха и смерти. В этом чуде человек получил возможность быть с Богом. Сложно все объяснить. Фраза «Христос Воскресе!» короткая, но сколько в ней смысла и чувства души! Что Господь любит нас, мы приняты такими, какими бы не были. Господь дает нам великую радость приобщиться к событиям, которые происходили почти 2000 лет назад. Хочется пожелать всем встретить праздник с миром в душе и радостью в сердце.
-Спасибо!

 

 
Поиск

Календарь

Архив новостей
Сентябрь'17
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
АНОНСЫ

27-28 сентября в Салехарде состоится

Международная Научно-Практическая конференция 

Деструктивные и псевдорелигиозные организации,

секты и культы: вызовы и пути решения


ПОЛОЖЕНИЕ

VII Епархиальные Рождественские образовательные чтения

"Нравственные ценности и будущее человечества" 

(ЗДЕСЬ)


 "Просветительский центр"

Информационно-справочная служба по вопросам 

преодоления алкогольной зависимости 

(ЗДЕСЬ)


Дорогие братья и сестры!
Производится набор всех желающих заниматься

в Православном военно - патриотическом клубе «Пересвет» в Салехарде

(ЗДЕСЬ)


Объединение православной
Молодежи Ямала «Благо»

Приглашает молодых людей в возрасте от 14 лет и старше на еженедельные встречи,

которые проходят каждое воскресенье в 16.00 в здании воскресной школы

на территории храма свв. апп. Петра и Павла

(ЗДЕСЬ) 


Дорогие братья и сестры!

Вышел в свет новый номер газеты

"Ямал православный" март-апрель №3-4(49-50) 2017г

(ЗДЕСЬ)


 

СМИ о деятельности Салехардской епархии

Актуально

 Информация о некоммерческой организации

"Православная Церковь Онлайн"


Московская Духовная Академия 

Программы для подготовки специалистов:

в области катехизации (ЗДЕСЬ)

повышения квалификации

"Основы духовно-нравственной культуры" (ЗДЕСЬ)


 Московская Духовная Академия 

Объявляется набор в магистратуру для

подготовки специалистов в области истории 

церковного искусства

(ЗДЕСЬ)


Санкт-Петербургская Духовная Академия 

объявляет набор учащихся 2017/18

учебный год 

(ЗДЕСЬ)


"Православная инициатива"

(ИНФОРМАЦИЯ ЗДЕСЬ)


Разговоры "НА ТЫ" беседы со священниками 

(ВИДЕО ЗДЕСЬ)


 

Фотографии из архива храма Петра и Павла в Салехарде.

Реконструкция храма и жизнь приходской общины 

в 90-е - начале 2000-х

(ЗДЕСЬ)


"Книга Памяти"

(ЗДЕСЬ)


ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 4 мая 2017 года

(ЗДЕСЬ)


Крещение младенцев неотделимо от веры крестных


Не право, но выбор

Ответы на вопросы по документу

"О крещении младенцев"



 САЛЕХАРДСКАЯ ЕПАРХИЯ

(ЗДЕСЬ)

 

 
Сайт создан по благословению Преосвященнейшего
Епископа Салехарского и Ново-Уренгойского Николая
© 2011, Салехарская и Ново-Уренгойская епархия РПЦ
Разработка сайта - Юрий Рагозин