[24.02.2015] "Соедините слова молитвы с сердцем"

Во вторник первой седмицы Великого поста во время вечернего богослужения епископ Николай Салехардский и Ново-Уренгойский совершил чтение покаянного канона преподобного Андрея Критского.
По завершении богослужения владыка обратился к прихожанам с архипастырским словом:
«Пост должен быть соединен с молитвой. Сегодня хочется зачитать одну из бесед Иоанна Златоуста о молитве.
Все мы молимся, но не все пред Богом. В самом деле, у кого в то время, как тело простерто на земле и уста бессмысленно произносят слова, душа блуждает везде - дома и на площади, тот может ли сказать, что он молится пред Богом? Пред Господом молится тот, кто вполне сосредоточил свою душу и не имеет ничего общего с землею, но переселился на самое небо и изгнал из души всякий человеческий помысел, как сделала Анна, о которой говорит Писание. Анна – мать пророка Самуила. И приводятся слова Писания: «И бысть всегда умноже, молишеся пред Господи. Илия же жрец смотряще на уста ея». И здесь писатель показывает в этой жене две добродетели: постоянство в молитве и бдительность души. Первая подчеркнута словом «умноже», вторая – прибавлением «пред Господи». Ибо она всю себя, собрав и напрягши ум призывала Бога скорбною душой. Эта женщина молилась о даровании сына, потому что она была бесплодна, и мы понимаем, какую великую скорбь она терпела. Как же говорит Писание, что она еще умноже молитву, тогда как молитва её была краткая. И он приводит слова молитвы, ибо она не распространялась в словах, не долго продолжала молитву, но сказала немногие слова: "Господи Саваоф! если Ты призришь на скорбь рабы Твоей… и дашь рабе Твоей дитя мужеского пола, то я отдам его Господу на все дни жизни его, [и вина и хмельного не будет пить,] и бритва не коснется головы его" (1 Цар. 1:11). Какое тут множество слов? Что писатель выразил словом «умноже»? То, что она постоянно повторяла одно и то же и не переставала произносить в течение долгого времени. Так молиться повелел и Христос, сказав ученикам своим, чтобы они не молились и не говорили лишнего как язычники. Он показал нам и пример молитвы, научая нас, что быть услышанным Богом зависит не от множества слов, а от бдительности души. Но скажет кто-нибудь, если должно молиться немногими словами, то почему Он приводит притчу, внушающую что должно молиться непрестанно. Притчу о вдовице, которая частым приходом своим и непрестанным повторением просьбы склонила на милость жестокого и бесчеловечного судью, не имеющего ни страха Божиего, ни стыда. И вот она постоянно приходила, докучала ему, он решил сделать, что она просит, чтобы вдовица оставила его в покое. После произношения этой проповеди Христос обратился к ученикам: «Если так поступил человек, который Бога не боялся и людей не стыдился, то Господь услышит каждую просьбу вашу».
Почему и Павел увещевает говоря: «В молитве пребывающе непрестанно молитесь!». «А говорить недолго и непрестанно молиться – это противоречит одно другому?», - спросим мы. Нисколько не противоречит, напротив, одно с другим весьма согласно. И Христос и апостол Павел заповедали творить краткие, но частые молитвы с небольшими промежутками. Если ты будешь распространяться в словах, то нередко станешь это делать без внимания и дашь диаволу большую свободу подойти к тебе, низложить и отвлечь мысль твою от того, что говоришь. Но если будешь творить молитвы частые, таким учащением молитв, занимая всякое время, легко можешь быть бдительным и станешь творить молитву с полным вниманием. Это самое делала и Анна, не распространялась в словах, но часто и многократно приходила к Богу. Когда же священник заградил ей уста, они продолжали двигаться, а слов не было слышно. Она вынуждена была покориться священнику и прекратить молитву, молитву устную, но тем сильнее «вопияло ея сердце». Это и есть молитва, когда вопли раздаются изнутри, как-то особенно свойственно душе страждущей выражать молитву не напряжением голоса, но горячностью сердца. Так молился и Моисей, он ничего не говорил, а Бог сказал ему: «Что вопиешь ко Мне?». Так написано в Священном Писании. Люди слышат только внешний голос, но Бог прежде этого голоса слышит вопль внутренний, поэтому можно быть услышанным, не говоря ни слова, можно и ходя на площади молиться мысленно с великим усердием, и сидя с друзьями, и делая что бы то не было, можно призывать Бога с великим воплем, воплем внутренним. То самое сделала и эта жена, «глас ея не слышася», а Бог услышал её. Таков внутренний её вопль.
Братья и сестры, это слово всем нам напоминание о том, как мы должны с вами молиться, какой образец брать для молитвы. Конечно, не сразу сердце соединяется со словами молитвы, здесь мы встречаем особые случаи. Когда человек стеснен особыми внешними условиями, вопль его бывает слышен. И вот эти особые условия скорби, которые к нам приходят, они чаще всего нас и располагают к тому, чтобы приобрести молитвенный навык, молитву настоящую. Вспоминается одно из событий, описанных в житии Силуана Афонского. Как-то он работал в монастырском магазинчике, и зашел военный туда. Он описывает: «Взглянул я на него и от одного взгляда полюбил его». Смысл здесь духовный. Силуан Афонский творил молитву духовную, высокую, которая соединялась с Богом, беседовал с Богом непрестанно. И вот он говорит, что только творящий сам такую молитву может отличить, когда молитва с Божией благодатью читается, а когда читается под воздействием каких-то прелестных впечатлений или чувственности, какая бы высокая она порой не казалась. И вот он говорит, что только ощущающий благодать Святаго Духа, может знать, в каком состоянии человек находится, какая у него молитва. Он только взглянул на этого солдата и обратился к нему: «Желаю тебе, чтоб ты имел всегда молитву». А тот отвечал: «Я её всегда имею». Тогда монах спросил: «А как ты её приобрел?». «Я столько раз был в таких боях, когда с жизнью мне приходилось прощаться, но я всегда возносил молитву Богу». Когда солдат начал говорить о Боге, он даже принял молитвенную позу, «встал благоговейно». И Силуан Афноский говорит, что убедился, солдат действительно приобрел эту молитву.
Святые отцы призывают нас молиться не только в храме, хотя в храме самая важная молитва, но и везде, как мы сегодня слышали в поучении Иоанна Златоуста, в поучениях Христа, апостола Павла. Молитву можно читать краткую, есть такая молитва: «господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешного!». Человек, произнося эту молитву, желательно, чтобы ум соединял со словами, чтобы не просто твердил слова, а понимал к Кому он обращается и что просит. А со временем, как говорят святые отцы, от такой молитвы Господь ниспосылает человеку милость, благодать приходит в сердце человеческое. И человек уже не просто взывает, как бы пробивая небеса, или греховную стену своей души, а уже общается непосредственно с Богом.
Всем помощи Божией! Всем желаю приобрести такую молитву».

 
Поиск

Календарь

Архив новостей
Ноябрь'17
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30      
АНОНСЫ

 


ПОЛОЖЕНИЕ

VII Епархиальные Рождественские образовательные чтения

"Нравственные ценности и будущее человечества" 

(ЗДЕСЬ)


 "Просветительский центр"

Информационно-справочная служба по вопросам 

преодоления алкогольной зависимости 

(ЗДЕСЬ)


Дорогие братья и сестры!
Производится набор всех желающих заниматься

в Православном военно - патриотическом клубе «Пересвет» в Салехарде

(ЗДЕСЬ)


Объединение православной
Молодежи Ямала «Благо»

Приглашает молодых людей в возрасте от 14 лет и старше на еженедельные встречи,

которые проходят каждое воскресенье в 16.00 в здании воскресной школы

на территории храма свв. апп. Петра и Павла

(ЗДЕСЬ) 


Дорогие братья и сестры!

Вышел в свет новый номер газеты

"Ямал православный" март-апрель №3-4(49-50) 2017г

(ЗДЕСЬ)


 

СМИ о деятельности Салехардской епархии

Актуально

 Информация о некоммерческой организации

"Православная Церковь Онлайн"


Московская Духовная Академия 

Программы для подготовки специалистов:

в области катехизации (ЗДЕСЬ)

повышения квалификации

"Основы духовно-нравственной культуры" (ЗДЕСЬ)


"Православная инициатива"

(ИНФОРМАЦИЯ ЗДЕСЬ)


Разговоры "НА ТЫ" беседы со священниками 

(ВИДЕО ЗДЕСЬ)


 

Фотографии из архива храма Петра и Павла в Салехарде.

Реконструкция храма и жизнь приходской общины 

в 90-е - начале 2000-х

(ЗДЕСЬ)


"Книга Памяти"

(ЗДЕСЬ)


ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 6 октября 2017 года

(ЗДЕСЬ)


Крещение младенцев неотделимо от веры крестных


Не право, но выбор

Ответы на вопросы по документу

"О крещении младенцев"



 САЛЕХАРДСКАЯ ЕПАРХИЯ

(ЗДЕСЬ)

 

 
Сайт создан по благословению Преосвященнейшего
Епископа Салехарского и Ново-Уренгойского Николая
© 2011, Салехарская и Ново-Уренгойская епархия РПЦ
Разработка сайта - Юрий Рагозин