Архиерейское богослужение

14 Января в праздник Обрезания Господня и свят. Василия Великого Свято-Никольский храм г. Тарко-Сале с Архипастырским визитом посетил архиепископ Салехардский и Ново-Уренгойский Николай. Владыка совершил Божественную Литургию которая в связи с рабочим днем началась в 6:30 утра. По окончании Литургии владыка произнес проповедь:

“Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

С праздником, пречестные отцы, братья и сестры. С праздником Обрезания Господня и с памятью Святителя Василия Великого.

Обрезание Господне у нас знаменательно тем, что от этого дня начинается летоисчисление по Рождестве Христовом. По обычаю, не просто обычаю, а по закону, который Господь дал через Авраама всему народу иудейскому, т.е. своему народу, полагалась печать на теле от совлечения плоти. В восьмой день младенца мужеского пола обрезывали и давали ему имя. Как вы сегодня слышали в Евангельском чтении. И дано Ему было имя Иисус, определенное еще до того, как Ему нужно было родиться. Иисус – это Спаситель. Господь воплотился, нас ради человек и нашего ради спасения, от Пресвятой Девы Марии Богородицы. И вот, братья и сестры, от Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, имя стало звучать именно с восьмого дня. Поэтому у нас сегодня первое января по календарю церковному, который раньше был календарем общим, российским. До революции по которому жил наш народ. Этот календарь освящен тем, что по нему определяют паскаль. Исключительно по нему. Хотя некоторые церкви перешли на новый стиль богослужений. Но нельзя нарушить паскаль, которая была установлена Вселенскими Соборами. Мы с вами сохраняем его (календарь) и в сегодняшний день. Это очень важно. Вроде, кажется кому-то, какая мелочь. Что такое календарь? Ну днем раньше, днем позже. Но в этом есть глубокий смысл, ведь не просто так 7 дней в неделе. Это Господь определил для нас этот календарь. Семь дней творил. Месяцы, которые у нас есть, они соответствуют луне. Года, которые определяют паскаль – это лунный год, солнечный год. Т.е. циклы, лунные и солнечные. которые основаны на системе движения небесных светил: Луны, Солнца, звезд. Земля проносится по солнечной орбите. И вот понимаете, это очень тонкие вещи. Этот календарь мы называем Юлианским. Во времена Юлия Цезаря он был принят по всей Римской Империи. Этим календарем до сегодняшнего дня пользуются историки, астрономы. И еще, каждый день недели, он посвящен памяти. Воскресение – Воскресению, понедельник – Безплотным силам, вторник – Иоанну Крестителю, т.е. мы имеем покровительство этих святых на каждый день. И это действительно так. Нельзя ничего путать, нельзя мешать как вот, например, Григорианский календарь. Они пошли по пути такому точному, математическому, педантичному, но они потеряли самое важное – присутствие Божией благодати в нашей жизни.

Расскажу очень показательный случай, в котором для нас было такое неожиданное откровение. Я с одним человеком первый раз в жизни поехал в Грецию, это было не так давно, года 4 – 5 назад. Мы прилетели в Солунь. А там, как вы знаете, мощи Димитрия Солунского, Григория Паламы. Дмитрий Солунский особо у них почитается, они называют его – градоправитель. Весь город идет к нему со своими нуждами. И вот мы, придя в часовенку к его мощам, смотрим, а мощей нет. Где они? А они стоят в храме перед Царскими вратами. Оказывается, у них что происходит. Они служат по новому стилю, но, как раньше, в день памяти Дмитрия Солунского, мощи берут и ставят перед Царскими вратами на неделю или больше. Служатся службы, люди прикладываются. Мощи стоят в золотой митре на серебряном поддончике, в который истекает миро. Служат особый чин, который собирает весь город, как на Пасху. Перекрываются все улицы. Людьми заполнен не только огромный собор, но и улицы, прилегающие к нему. Мы остались, такое для нас неожиданное событие. Но вот вы знаете, миро какое то особое, как подсохшее, как будто давно оно выделилось, оно благоухает на самом деле. Служит особый чин Митрополит Солуни. Потом особой ваткой собирают миро и эти кусочки благоухающей ватки раздают верующим людям, необыкновенный запах стоит. Но как-то все думают, что миро мало выделяется теперь. Как мы слышим, в Почаеве стопочка Пресвятой Богородицы мало воды теперь выделяет, там миро мало выделяется, как то так немножко печально. Но вот, тоже подошли, была возможность потому, что я Епископ. Тоже я взял ваточку, собрал там, что можно было взять и мы поехали на Афон.

И так получилось, что мы всего лишь там 4 дня побыли и на 4-й день нам надо было уезжать. А в этот день как раз, по старому календарю, празднуется память Димитрия Солунского, а после того еще, я вот забыл сказать, когда миро соберут, мощи опять торжественно уносят в часовню. Часовня, как кувуклия, небольшая.

И вот, мы в этот день помолились на Афоне, причастились и поехали в аэропорт г. Солуни. Есть еще время, думаем, зайдем в Собор. Я захожу в часовенку, там где мощи, прикладываюсь, выхожу. И мой спутник, значит, выбегает с такими большими глазами:

- Владыка, идем. Посмотри.

- В чем дело? Только сейчас там был.

Я захожу посмотреть. Представляете, обильнейшее выделение миро. Вот как на поддоннике столько много и по стеклу, которое все закрывает, изнутри стекает. Давай, говорит, соберем, а то тогда у нас не получилось. Да ты что, говорю, нельзя. Потому что знаете, там особый чин.

И вот тут мне стало понятно вот что, почему в день его памяти мощи ставятся посреди храма. Они только тогда начинают выделять миро и через несколько дней его сразу же собирают. А новый календарь что? По новому календарю и после потом, оно высыхает целый год, поэтому и не смогли его собрать.

И вот знаете, мало-помалу очень, это вот такая деталь небольшая из жизни, но скажу, вот таким же образом проецируется все и на жизнь всей церкви.

Это вот, братья и сестры, важно.

Ну еще про Обрезание хочется сказать. Почему мы так особо отмечаем этот праздник. Ведь и сам Господь говорил, и апостолы говорили о том, что новое обрезание – это крещение. Ведь так, чтобы человек вошел в общество народа Божия, нужно принять печать – обрезание. А сейчас, чтобы стать народом Божиим, принимают крещение. Это обрезание совлечения всей плоти греховной. Понимаете? Мы совлекаемся не кусочком, мы всей плотью греховной должны совлекаться, т.е. со всеми ее страстями, похотями. Вот в этой купели как раз это и происходит. Мы, после выхода из купели, новыми людьми становимся, сынами Божиими. Как слышим мы в Священном Писании молитву Царствия Священства. Вот понимаете, интересно тоже, какое достоинство великое – мы заново родились, совлеклись греховной плотью со страстями и похотями. Вот так Господь нас приводит. И вот рубашка, сорочка, которую одевает человек во время крещения, вот интересно, я тоже такое слышал, она символизирует, это как стихарь на диаконе, на пономарях; как подрясник на батюшке; как поцапотник на Владыке. Принадлежность. То есть, каждый человек, он входит, у Бога, как говорят, нет мужеского пола и женского, в Царствие Небесное. И вот, через крещение, мы уже становимся частью Царствия Небесного. Мы уже принадлежим Богу. Будем помнить, братья и сестры, об этой милости Божией ко всем нам, благодарить Его. Благодарить Его чем? Своими молитвами, прибегать к Богу не только тогда, когда нам плохо.

Как вот вчера встретил интересную заметку, один священник ее часто приводит, рассказывает. Встретились двое человек, ну видно в возрасте они уже, беседуют между собой:

- Как ты живешь, как у тебя дела? Как твои дети, как они тебя зовут?

- Относятся как к Богу. Приходят тогда, когда им что-то нужно.

Все очень просто. Больше ничего. Вот, братья и сестры, мы с вами должны приходить в храм не когда нам что-то нужно, а влечением сердца, благодарностью. Можно принести Богу покаяние, Он это принимает. Причем любезно, с любовью принимает наши дары. Грехи принесли с покаянием. Об этом говорит и царь Давид: «…Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит…». То есть, Бог не унизит, не отвергнет. С грехами пришли, но с покаянием просим у Бога прощение – это тоже дар Богу. Будем помнить об этом, будем Бога благодарить. Конечно, не запрещается просить. Господь всякую просьбу нашу, иногда даже и ненужную, но если она нам не вредна, Он исполняет все. Еще раз всех поздравляю с праздником. Да хранит нас Господь”.

После проповеди собравшиеся подошли ко кресту под благословение.

Направление: Общество
Источник: Священник
Благочиние: Ноябрьское

Оценки :

Количество просмотров:

96

Поделиться ссылкой:


Комментарии:

Ничего не найдено.