Храм в честь Первоверховных апостолов Петра и Павла, г. Салехард


Контакты

Адрес629007, г. Салехард, ул. Ного 8
Телефон8(34922) 4-04-30; 8922-455-27-40
Эл. почтаsalekhard-blagoh@mail.ru
Ссылка на сайтhttps://yamalrpc.ru

Расписание богослужений

День неделиНачалоОкончаниеСобытие
Понедельник07:3009:15Божественная Литургия
Понедельник17:0018:30Вечернее богослужение
Вторник07:3009:15Божественная Литургия
Вторник17:0018:30Вечернее богослужение
Среда07:3009:15Божественная Литургия
Среда09:3010:00Водосвятный молебен
Среда17:0018:30Вечернее богослужение
Четверг07:3009:15Божественная Литургия
Четверг17:0018:30Вечернее богослужение
Пятница07:3009:15Божественная Литургия
Пятница11:0012:00Крещение взрослых
Пятница17:0018:30Вечернее богослужение
Суббота08:3010:20Божественная Литургия
Суббота10:2010:45Панихида
Суббота12:0013:00Крещение детей
Суббота16:0018:30Вечернее богослужение
Воскресенье07:3008:00Молебен на всякую потребу
Воскресенье08:3010:40Божественная Литургия
Воскресенье16:0018:00Вечернее богослужение

Летопись

В сентябре 1894 г. в Обдорске (ныне Салехард) в торжественной обстановке, в присутствии большого числа обдорян Тобольский епископ Агафангел (Преображенский) совершил чин великого освящения новопостроенного каменного храма. Престол в главном приделе освящен 4 сентября 1894г. во имя святых апостолов Петра и Павла. На следующий день, 5 сентября, был освящен придел во имя св. Василия Великого, и 7 сентября – придел во имя св. Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца.
Немного из истории строительства этого храма.
Обдорское общество ещё в конце шестидесятых годов 19-го столетия окончательно постановило: строить новый храм. Дело о постройке церкви было заслушано То¬больской Духовной Консисторией в мае 1869 г. Позднее была выдана от Консистории книга для сбора пожертвований на сооружение нового обдорского храма. В Консисторию было представлено несколько проектов и смет на постройку деревянной церкви.
Оставалось только заготовить строительный лес и доставить на место… Но вышло по-другому.
В Тобольск был отправлен рапорт: «сколь ни кажется операция удобоисполнимою и сколь ни вожделенно устройство храма Божия на конце вселенной, однако указанные консисторией члены, купцы Плеханов, Неволин и Корнилов, отказались от участия в построении его». Купцы напрочь отказались благотворить недолговечной деревянной церкви и высказались «в пользу построения в Обдорске каменного храма. Мнение сие в принципе своем столь резонно и по средствам и времени столь удобоисполнимо, что с ним нельзя не согласиться». (ГУТО ГА в г. Тобольске. Ф. 156. Оп. 26. Д. 583. Л. 186-187 об.)
По сути, купцы отказались от негодной идеи строить деревянный храм: перед глазами у них был печальный опыт постоянного ремонта и поновления деревянной Васильевской церкви. Купцы твёрдо заявляли: в селе нужно ставить каменный храм.
Их мнение и доводы оказались убедительными. Они доказывали, что, во-первых, покупка и доставка сюда «строевых материалов» обойдётся гораздо дороже, чем изготовление кирпича прямо на месте. Кроме этого, все хорошо понимали, что доставка по воде всего стройматериала «небезвредна и небезопасна».
А во-вторых, дальновидные купцы резонно замечали: деревянное здание «как бы ни было хорошо и упрочено, просуществует не более 50 или 60 лет, а сумма по смете употребится значительная – 7259 руб. 41 коп». И в то же время на храм, возведённый из кирпича, придётся затратить не более двадцати тысяч рублей, но он «будет существовать вечно».
Комитет, занятый подготовкой к строительству, столкнулся ещё и с другой проблемой: где строить храм? Село постепенно расстраивалось, домов и амбаров становилось всё больше, а удобных для строительства участков – всё меньше. Конечно же, обдоряне хотели, чтобы новый храм стоял посередине села, на высоком месте, чтобы он был виден издалека. К тому же и само будущее здание требовало надёжного фундамента: ведь храм предстояло строить на вечной мерзлоте. Так что к этому выбору подошли ответственно.
К январю 1872 г. площадку под будущее строительство всё же нашли. Священник Александр Тверитин так написал в своём отзыве:
«Место, избранно комитетом под постройку церкви на площади в центре села, действительно более удобно и имеет преимущество то, что здесь требуется к сносу один только небольшой дом, без прислуги…».
Дело в том, что первоначально планировалось выстроить храм напротив памятника генерал-губернатору Г.Х. Гасфорту, то есть недалеко от конторы бывшего Речного порта, в районе улицы Ленина, тогда Кабацкой. Но уже в то время там всё было «занято многими обывательскими домами», которые пришлось бы в этом случае снести (и выплатить домовладельцам компенсацию в сумме сто рублей серебром). А на новом месте этих затрат можно было избежать.
К этому мнению присоединился священник Пётр Попов, к тому моменту уже служивший в Иоанно-Веденском женском монастыре. Кстати, Пётр Александрович и в дальнейшем принимал самое непосредственное участие в подготовительных работах. Он вошёл в состав временного комитета по постройке Обдорской церкви и стал его председателем.
Прожив в Обдорске двадцать два года, он просто не мог оставаться безучастным к проблемам села, к тому же ему приходилось по делам службы сюда периодически наведываться, поэтому он горячо взялся за новое дело. 
Прочитав рапорт Тверитина, он записал: «имею честь почтительнейше дать свой отзыв в следующем: место, избранное комитетом под постройку в селении Обдорском, одно из самых удобных и пристойных для постройки и по моему соображению <…>. Потому с мнением Обдорского комитета относительно избранной оным местности я вполне обязан согласиться, имея в виду то важно значение, какое храм, построенный на этом месте, должен иметь в среде инородческого народнонаселения». (ГУТО ГА в г. Тобольске. Ф. 156. Оп. 26. Д. 583. Л. 248-248 об.)
В пользу строительства каменного храма прот. Петр приводил следующие аргумены: 1. Кирпич для постройки можно производить тут же, на месте, в самом Обдорске; 2. При этом затраты на каменную церковь не будут чрезмерными; 3. Недостающие средства можно собрать, «если пригласить как прихожан обдорских, так и рыбопромышленников Березовского края и доброхотнодателей по всей Тобольской губернии к пожертвованию на сооружение храма».
При этом он лично убедился в возможности обжига кирпича в Обдорске: «глина тамошняя, по отзыву г[осподина] архитектора Аполлонского, которому я представил образчик ее, высокого достоинства, годная даже для гончарной посуды, залежи которой находятся не далее одной версты от селения». 
Тут будет кстати пояснить: «архитектор Аполлонский» появился в тексте ошибочно. На самом деле сметами и проектами Обдорской церкви занимался человек, имевший созвучную этой, но всё же другую фамилию: «Полонский». Архитектором Тобольской строительной комиссии с 1873 г. был Зелислав Егорович Полонский, молодой дворянин из поляков, католического вероисповедания. (В Тюмени на улице Первомайской, бывшей Голицынской, сохранились построенные им дома).
31 декабря 1874 г. Тобольская строительная комиссия рассмотрела проект церкви и три варианта сметы, составленные архитектором З. Полонским при деятельном участии протоиерея Петра Попова.
30 октября 1878 г. проект и смета были утверждены Тобольской духовной консисторией. Было принято окончательное решение о постройке в селении Обдорском Берёзовского уезда Тобольской губернии каменной церкви во имя святых апостолов Петра и Павла с приделами свт. Василия Великого и свт. Николая Чудотворца. (К сожалению, Зелиславу Полонскому так и не довелось увидеть построенным каменный Петропавловский храм: архитектор умер в 1882 г. на тридцать шестом году жизни).
В сентябре 1882 г. на сходе общины обдоряне вынесли приговор: «мы, нижеподписавшиеся жители с. Обдорского, прихожане имеемой вновь возводиться церкви во имя святых апостолов Петра и Павла, <…> единогласно постановили: просить преосвященнейшего епископа Василия благословить и разрешить постройку церкви», а рассмотренные и утверждённые документы «выдать доверенному нашему протоиерею о. Петру Попову, которому доверяем и подать от нас прошение с настоящим приговором и планом».
К сему приговору поставили подписи: Павел Николаевич Росляков, Яков Ерлыков, Тимофей Александров, Иван Карпов и другие – общим числом 37 человек.
А епархиальные власти доверили П. Попову заниматься сбором средств на постройку храма. Жертвовали кто сколько мог: врач и судья – по 1 рублю, берёзовский отставной урядник внёс 25 рублей, а купеческая вдова – 2000 рублей.
За три года, обращаясь с «пригласительным листом» для пожертвований к жителям Берёзовского уезда и к тобольским купцам, прот. Петр собрал 6 036 рублей. 
При пересчёте денег, сданных в консисторию, их сумма оказалась больше означенной в «пригласительном листе»: насчитали лишних 38 рублей.
Недоразумение разрешилось, когда у прот. Петра Попова запросили пояснений. Он пояснил: 38 рублей – это его личное пожертвование на обдорский храм; а ставить свою фамилию в соответствующей графе он посчитал излишним: « когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:3-4).
Замысел производить кирпич для храма на месте оказался жизнеспособным. 
Вопрос с мастерами оказалось тоже можно легко решить на месте. К этому времени в Обдорск и Мужи переехали на временное жительство зыряне-ижемцы, то есть крестьяне из Архангельской губернии, кстати, имевшие большой опыт в строительстве кирпичных сооружений (их трудами на реке Ижим было построено несколько каменных храмов). В самом Обдорске тоже нашлись желающие взяться за производство кирпича. Об этом Попову заявил местный купец Трофимов. Он предложил изготовить кирпич по двенадцать рублей за тысячу штук. Разговоры о предстоящем возведении нового кирпичного храма дошли и до Берёзово. Там тоже нашлись желающие взяться за это дело: некий крестьянин Фома Никитин предложил свои услуги, но уже по пятнадцать рублей.

После окончательного утверждения сметы тобольский купец первой гильдии Иван Никифорович Корнилов, занимавшийся в Обдорске рыбодобычей, в 1883 году заключил контракт со строительным комитетом на возведение каменного храма, обязуясь в течение пяти лет закончить строительство, но к работам смогли приступить лишь в 1886 году. Увы, он переоценил свои возможности, без архитектора и других, сведущих в этом деле специалистов, возведение столь сложного сооружения оказалось невозможным. Поэтому уже на следующий год все работы были приостановлены.
В 1889 г. наблюдение за сооружением собора было поручено архитектору Готлибу (Богдану Богдановичу) Цинке. В 1891 г. он приехал в Обдорск, после этого представил в Тоболь¬скую епархию новый проект и с её согласия руководил строительством.
В 1984 году в адрес окружного музея пришло письмо из Магдебурга (Германия). Гельмут Фельдхайм интересовался: «Дом, построенный нашим дядей, ещё стоит, та самая каменная церковь, в Салехарде построенная в 1890-93 годах – на вечной мерзлоте?…» . Предыстория этих писем такова: Гельмут случайно нашёл письма прадеда его жены, датируемые январём 1890 года, присланные из Тобольска и из Обдорска (Салехарда) и решил узнать о судьбе постройки.
В одном из писем домой Цинке сообщает о строительных планах: «Пятнадцать лет назад 7 русских архитекторов строили эту церковь и, наконец, заявили о невозможности строительства каменной церкви. Теперь я должен снести каменный фундамент и за три года закончить строительство. И чтобы в этой отапливаемой церкви, даже при морозе в 50 градусов, температура в церкви достигала плюс 16-и. Так мне сказал тобольский губернатор во время ревизионной поездки…». 
Тобольским губернатором в то время был Н.М. Богданович, скорее всего именно он дал согласие на приглашение Готлиба Цинке в Обдорск для строительства нового храма.
«Три года подряд каждое лето я ездил в северное поселение Обдорск и строил там, на вечной мерзлоте, русскую церковь» – писал Готлиб в письме своему брату.
«Красивая русская церковь» – так отозвался о построенном храме сам архитектор: «стены церкви – толщиной 51/2 футов (1,4 м), колокольня высотой 170 футов (56,6 м). Расстояние внутри колокольного свода от пола до вершины купола – 49 футов (около 15 м). Стены алтаря со священными иконами, как это бывает в русских церквях, украшены резными изделиями и другими украшениями полностью позолоченные золотом 96 пробы, то есть совершенно чистым золотом». Собор опоясывала ограда, сложенная из камня в виде арок, высотою в два человеческих роста. Внутри ограды у южной стены церкви располагалось небольшое кладбище, где хоронили наиболее уважаемых и влиятельных обдорян». «Великолепное строение особенного вида» так оценивал Готлиб своё творение.
По окончании строительства в 1893 г., как свидетельствуют архивные документы, «на открытии собора святых апостолов Петра и Павла с приделами по бокам во имя светлейшего Василия Великого и Николая Чудотворца присутствовали все почётные жители Обдорска и Тобольска. Площадь перед церковью была переполнена празднично одетым народом. Посетил вновь выстроенную церковь Господин Начальник Губернии Его Превосходительство Николай Модестович Богданович в сопровождении Губернского Прокурора и инспектора Тобольской Врачебной Управы».
Путешественник К. Д. Носилов, побывавший в Обдорске в конце 19-го века, писал:
«Два храма, один деревянный и другой, только что отстроенный, каменный, полуготической архитектуры, придают этому селу красивый вид. Обыкновенный сельский храм этот богато украшен иконами, между которыми видны дорогие серебряные ризы, украшения, свидетельствующие о религиозности жителей».
Не все отзывы, однако, были одинаково восторженными.
«Обдоряне, справедливо гордясь этим храмом, составляющим лучшее украшение 06дорска, слишком склонны к преувеличению своего участия в деле сооружения этого храма, обошедшегося около 100000 рублей. Этот храм выстроен главным образом на образовавшиеся при деревянной'миссионерской церкви капиталы, от денежных и других приношений инородцев в церковь, на средства, собранные в разных местах членами Обдорской миссии, на пожертвованные 10000 рублей купцом Трапезниковым "на предмет постройки миссионерской церкви в Обдорске", на 30000 рублей, пожертвованные известным сибирским деятелем А.М. Сибиряковым, на ушедшие преимущественно на украшение храма пожертвования обдорского купца Ф.Н. Карпова и еще очень и очень немногих обдорян; на долю же подавляющего большинства обдорского общества в деле постройки обдорского храма выпали лишь одни разговоры и болтовня, часто тормозившая ход построек и доставлявшая немало неприятностей заведывавшему постройками купцу И.Н Корнило¬ву, без наличности участия которого в постройках Обдорску никогда бы не видать не только каменного храма, но и каменных домов в селе» (И.С. Шемановский "Хронологический обзор достопамятных событий в Березовском крое. Тобольской губернии").
В соборе проводились праздничные богослужения, отмечались знаменательные даты, различные церемонии. Как и все церкви царской России, обдорская Петропавловская выполняла ряд государственных функций: ведение метрических книг, регистрацию браков и смерти, организацию народного образования, оглашение царских манифестов и т.д. Церковь также занималась сбором средств на благо¬творительные нужды: в пользу Красного и Белого Креста, в пользу Общества по призрению детей лиц, погибших при исполнении служебных обязанностей, на увековечивание памяти погибших воинов и т.д. Об этом свидетельствуют документы, сохранившиеся в окружном музее. (Среди них есть интересный документ, не разрешавший служить панихиды по графу Льву Толстому).
Одним из первых документов, которые приняла молодая советская власть, был декрет 1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Все церковные и религиозные общества получили статус частных обществ и союзов. Имущество церковных и религиозных обществ объявлялось народным достоянием. В мае 1922 г. на основании декрета СНК РСФСР было произведено изъятие церковных ценностей «на нужды голодающих». Уже 5 мая 1922 г. из двух обдорских церквей было изъято 11 пудов 5 фунтов драгоценных металлов. 
По описи, которая проводилась в конце 20-х годов, в Обдорском Петропавловском храме значилось имущества на сумму 4303 рубля. В церкви была 121 икона и пять колоколов: один весом 101 пуд 1 фунт, второй – 36 пудов, третий – 25 пудов, четвертый– 14 пудов, пятый – 3 пудаи два малых колокола. 
Здания и предметы культа, предназначенные для богослужебных целей, стали отдаваться по особым постановлениям местных или центральных властей в бесплатное пользование религиозных обществ.
В селе Обдорск были зарегистрированы две религиозные общины. Петропавлов¬ская религиозная община объединяла русскую часть населения, зырян, а также часть коренного населения.
Имущество церковных и религиозных обществ объявлялось народным достоянием. В окружном архиве хранится договор, заключенный 25 марта 1923 года между религиозной общиной и Советом рабочих и крестьянских депутатов в лице председателя Совета Ивана Константиновича Капрайтиса, о передаче в бесплатное пользование каменной церкви в Обдорске с бого¬служебными предметами. При этом верующие обязуются:
«...Беречь переданное нам народное достояние и пользоваться им исключительно со-ответственно его назначению, принимая на себя всю ответственность за целостность и сохранность.
Храмами и находящимися в них богослужебными предметами мы обязуемся пользоваться исключительно для удовлетворения религиозных потребностей.
В принятых нами в заведовании богослужебных помещениях мы обязуемся не допускать:
а) политических собраний враждебного Советской власти направления;
б) раздачи или продажи книг, брошюр, листков и посланий, направленных против Советской власти или её представителей;
в) произнесение проповедей и речей, враждебных Советской власти или ее отдельным представителям; 
г) совершение набатных тревог для созыва населения в целях возбуждения его против Соввласти, ввиду чего мы обязуемся подчи¬няться всем распоряжениям местного Совета рабочих и крестьянских депутатов относи¬тельно распорядка пользования колокольнями.
Мы обязуемся из своих средств производить оплату всех текущих расходов по содержанию храма и находящихся в нём предметов, как по ремонту, отоплению, страхованию, охранению, по оплате долгов, налогов, и т.п.
Мы обязуемся иметь у себя инвентарную опись всего богослужебного имущества, в ко¬торую должны вносить все вновь поступаю¬щие предметы религиозного культа...
За непринятие всех зависящих от нас мер к выполнению обязанностей, вытекающих из сего договора, или же за прямое его нарушение, мы подвергнемся уголовной ответственности по всей строгости революционных законов, причём договор этот Советом рабочих и крестьянских депутатов может быть расторгнут».

Обдорская Петропавловская религиозная община по договору с Советами в марте 1923 г. получила право на бесплатное пользование зданием церкви в обмен на обязательство беречь народное достояние и пользоваться им исключительно по назначению. Такие договоры и акты на передачу церкви заключались и в последующие годы. В обяза¬тельном порядке стали страховать религиозное имущество.
В 1929 г. на места пришла директива, в которой подчеркивалось, что религиозные организации являются «единственной действующей легально контрреволюционной силой, имею¬щей влияние на массы». Была объявлена реги¬страция «всех фанатичных существующих на территории района религиозных объединений, независимо от того, были ли они ранее зарегистрированы в органах власти или нет».
Очередной ежегодный договор между Петропавловской общиной и Советом рабочих и крестьянских депутатов больше не заключался. 3 октября. 
В 1930 г. Малым Президиумом ОблИКа было принято решение о закрытии и ликвидации Петропавловской церкви. 
После официального закрытия каменной церкви обдорские власти стали употреблять здание для своих нужд. Например, в связи с тем, что в Обдорске, в бараках для спецпереселенцев вспыхнула эпидемия сыпного тифа, решено было использовать храм под жилье для них (до лета 1931 г.).
С организацией окружного центра в с. Обдорск начался квартирный кризис, и церковь вновь была использована как временное жилье для рабочих. Потом в нём было овощехранилище.
Из дневника Владислава Григорьевича Григорьева, который после окончания второго курса техникума устроился на работу в Северную экспедицию Ленинградской конторы Желдорпроект Главного Управления лагерей железнодорожного строительства МВД СССР и работал летом 1949 г. в Салехарде: «В Салехарде нашли штаб экспедиции, он располагался в бывшей церкви. Там же располагалось Управление 501-го строительства. В штабе нас ждали…».
Как и многие церковные сооружения в стране, Петропавловский храм был безжалостно перестроен. Снесли белокаменную ограду, исчезли купола и колокольня, изменена внутренняя планировка. 
Времена, Слава Богу, меняются.
В восьмидесятых годах в Салехарде появилась православная община. Ее основали игумен Зосима (Горшунов) и Акилина Евгеньевна Есняцкая из Тобольска.Вначале собирались на частных квартирах. Но число верующих увеличивалось, и в 1990 г. на престольный праздник – память св. апп. Петра и Павла – здание освободили на три дня для проведения богослужений. А затем отдали окончательно, в постоянное пользование.
10 ноября 1990 г. состоялось торжественное богослужение в честь долгожданной передачи верующим Русской Православной Церкви здания Петропавловского храма.
10-11 июля 1991 года в Салехарде впервые в истории Ямало-Ненецкого округа побывал Димитрий, епископ Тюменский и Тобольский.
Во время этого визита состоялось освящение храма св. апп. Петра и Павла; была совершена Божественная Литургия. Храм вновь стал украшением города.
С этого времени началось возрождение Петропавловского храма. Длилось оно с переменным успехом до 1997 года. Распоряжение губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Юрия Неёлова, подкрепленное активным финансированием, а также неподдельная заинтересованность городских властей способствовали скорейшму завершению работ по реставрации храма.
Рождество в 1998 г. верующие праздновали в красивом здании бело-голубого цвета с позолоченными устремленными ввысь куполами.
Иконостас и внутреннее убранство заказали в Минске, в Белоруссии. Все было сделано и привезено к Пасхе в этом же 1998 году. На светлой седмице 26 апреля 1998 г. преосвященнейшим Димитрием, епископом Тобольским и Тюменским, храм был освящен с приделами во имя свт. Николая Чудотворца и прп. Сергия Радонежского.
В воссоздании храма принимали участие многие салехардцы: кто своим трудом, кто пожертвованиями. Члены православной общины благодарят мирян, не посчитавшихся со своим временем и нуждами во славу Божию. 
Несколько лет в салехардской церкви не было настоятеля. По ходатайству православной общины власти города обратились к владыке Димитрию, и на приход был назначен священник иерей Вадим (Баранов). Люди потянулись в храм. Начала работу Воскресная школа для детей.

После образования в 2011 г. Салехардской епархии Петропавловский храм стал кафедральным храмом.
Одной из святынь Петропавловского храма является новообретенная икона свт. Николая, архиепископа Мир Ликийских.
В своем интервью высокопреосвященный Николай, архиепископ Салехардский и Ново-Урегойский, рассказывал: «Икона святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, была написана и привезена в селение Обдорск (ныне город Салехард) переселенцами ещё в XVIII веке. Лик угодника Божьего, покровителя путешественников, сопровождал в дальнем походе русских первопроходцев, охраняя их от многочисленных невзгод и опасностей.
До революции образ Николая Чудотворца стоял в приделе салехардского храма святых апостолов Петра и Павла. Очень скоро он стал общей святыней, завоевав почтение у хантов, ненцев, селькупов, принявших святого угодника наравне с богами своих предков. В записках знаменитого полярного исследователя Константина Носилова встречаются рассказы кочевников, повествующие о том, как святитель Николай являлся им и спасал коренных северян от бед, после чего многие из них давали обеты креститься. И многие принимали крещение. Возможно, именно это обстоятельство уберегло бесценную реликвию от гибели в революционном угаре.
В декабре 2014 г. в епархию пришло письмо от промысловика-охотника из Красноселькупа. В нем автор выражал желание передать храму старинную икону. Он писал о том, как в 30-е годы XX века в верховьях реки Таз поселилась ненецкая семья из Обдорска. Среди домашнего скарба эти люди бережно хранили и передавали из поколения в поколение бесценные реликвии, под покровом ночи, вынесенные из гибнущего храма в последние дни его существования. Это были богослужебные книги (которые позже передали в Красноселькупский краеведческий музей), а также та самая икона святителя Николая.
После обретения иконы она была передана на реставрацию в иконописную мастерскую Троице-Сергиевой Лавры. В течение полутора лет иконописцы и мастера-реставраторы трудились над восстановлением образа. Сейчас мы можем совершать молитвы перед этой старинной иконой…».
К 120-летию Петропавловского храма в Салехарде было найдено еще несколько святынь – пять икон из иконостаса. При реставрации усадьбы купца Макара Осиповича Терентьева (ул. Ламбиных, 1) в стене дома строители нашли иконы. По всей вероятности их спрятали во времена, когда ликвидировали обдорские церкви. (Кстати, купец М.О. Терентьев был членом Братства Святого Гурия, в его жена, Анна Николаевна Терентьева, преподавала в школе при Обдорской православной миссии). Эти иконы находятся на реставрации в иконописной мастерской г. Тобольска.
При храме Петра и Павла на протяжении многих лет действует детская воскресная школа. В жизнедеятельности школы сложились свои интересные традиции: организация и участие в ежегодных Пасхальных и Рождественских спектаклях и концертах. Эти мероприятия стали визитной карточкой воспитанников и большой радостью для жителей окружной столицы. Проведение ежегодных благотворительных акций и многое другое.
14 сентября 2015 г. для салехардцев произошло историческое событие – столицу округа посетил Святейший Патриарх Кирилл. По прибытии в Салехард, Святейший Патриарх посетил кафедральный собор святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Он обратился к собравшимся в храме с Первосвятительским словом:
«Рад, что Господь сподобил меня вступить на землю Ямала и войти под своды этого исторического храма. Верю, что и сегодня, в XXI веке, когда человек стал более могущественным, он не менее нуждается в силе духа и в силе веры. Пусть Господь хранит Салехард и этот исторический Петропавловский храм».


Людмила Липатова, ст. научный сотрудник ГБУ «Ямало-Ненецкий окружной МВК им. И.С. Шемановского», Заслуженный работник культуры РФ;
Петр Казанцев, редактор-консультант ОГТРК «Ямал-Регион», Заслуженный работник культуры РФ.

 


Список использованной литературы:

Липатов В.М. Ночной директор. Екатеринбург,2011. С.236-244.
Шемановский И.С. Избранные труды (Составитель Л.Ф. Липатова) / ГУ «Ямало-Ненецкий окружной музейно-выставочный комплекс им. И. с. Шемановского. –М.: Советский спорт. 2005г.
Темплинг В.Я. Церкви Обдорска: летопись в документах. Тюмень: Мандр и К, 2005.